понедельник, 9 мая 2016 г.

Кто прошлое помянет, тому глаз долой. А кто забудет, тому оба

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Р. Рождественский


У нас здесь периодически бывают  дискуссии по истории, так как-то раз я пыталась объяснить концепт  9 мая.  Что мы празднуем? Почему мы празднуем окончание войны, которая была в первой половине прошлого века. У меня самой эти вопросы никогда не возникали, потому что ответ настолько очевиден, что даже как-то словами и не выразить, а сама тема не располагает к легкой и непринужденной беседе…  И я стараюсь  избегать  разговоров о том, кто выиграл во второй мировой: США или СССР. Об этом до сих пор спорят историки, вот пусть и спорят. Потому что это войну  я воспринимаю исключительно как войну идеологий: гуманизма и фашизма. Но была еще одна война: Великая Отечественная, та, о которой поются песни, снимают кино, пишут книги.  И победа именно в этой войне для нас  важна. День, священность которого прививается с детства. Его  обязательно надо праздновать, даже когда весь мир старается забыть.  И именно сегодня,  как никогда, хотелось бы быть дома. 
Еще есть идея такая, что надо отмечать  только что-то счастливо-веселое. Так, в Испании в разных городах есть фестивали цветов - вот что надо отмечать. А зачем из года в год, мол, теребить этот черный пласт истории? А затем, что эту трагедию забывать нельзя, чтобы больше ее не повторять. И кто еще будет помнить, если не мы? Больше некому. И тогда я рассказываю о традициях празднования, Вечном огне, могиле неизвестного солдата… рассказываю о том, что в этот  день многие плачут. И как будто натыкаюсь на стену непонимания:  почему плачут-то?
Но, кстати, лучше всех меня понимают в этом плане ребята из Германии.  Они не любят говорить про этот период истории своей страны. Но у них не возникает вопросов, зачем нам такой день в мае, когда все идут на площади и вспоминают те далекие события.  И здесь хотелось бы сказать пару слов  о чувстве юмора и такта некоторых каталанцев. Услышав, что ребята из Германии, они любят пошутить про Гитлера. Это же очень смешно, да. Ребята такие  шутки воспринимают довольно болезненно, это я, в общем-то, могу понять. Чего я не могу понять, так это почему люди, в истории которых тоже было фашистское пятно по имени Франко, осмеливаются шутить на такую тему. И да, я не Шарли, и считаю, что у всякого юмора есть границы.
9 мая – самый светлый, искренний и чистый праздник. Этот день нам дан для того, чтобы вспомнить и в сотый раз поблагодарить. Посмотрела  сегодня трансляцию парада, потому что  иначе нельзя. И последние дни все смотрела военные фильмы.  До сих пор мне сложно до конца осознать, через что проходили люди в те годы. И что им помогало в этом аду на земле.  Разве что вера.  И эту веру в разумное, доброе, вечное у русского человека не отнять, а понятия добра и зла не подменить. Слишком уж много  в истории нашей страны кровавых страниц.  Тем печальнее  видеть  то, что происходит в мире сегодня.
Светлого неба над головой.
С днем Победы.

1 комментарий: